На сегодняшний день в России можно встретить две классификации транспортных средств. Одна из них - классификация Конвенции о дорожном движении, давно известная всем автовладельцам. Вторая - классификация Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Эта классификация применяется в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств.
Согласно Конвенции о дорожном движении, давно знакомой всем классификации, в зависимости оттехнических характеристик категории транспортных средств обозначаютсябуквенным кодом:
А – мотоциклы;
В – легковые автомобили, масса которых не превышает 3,5 тонны, а число пассажирских мест – восьми;
С - грузовые автомобили, с массой выше 3,5 тонн;
D - автомобили, предназначенные для перевозки более восьми пассажиров;
Е - автомобили с прицепом и автопоезда.
Однако в последнее время в связи с увеличением категорий водительских прав в России все чаще используется другая классификаци ТС, а именно классификация Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН или сокращенно классификация КВП ЕЭК ООН. Согласно данной более сложной классификации, транспортные средства описаны более точно. В приведенной ниже таблице классификации КВП ЕЭК ООН, есть так же код ОКП (Общероссийского классификатора продукции), который указывается в ПТС транспортных средств и иных документах.
1.1. Классификация транспортных средств по категориям ЕЭК ООН
№ п/п | Объекты технического регулирования | Коды ОКП |
ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Транспортное средство, имеющее не более восьми мест длясидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозкипассажиров и грузов, относится к категории:M1, если произведение предусмотренного конструкцией числапассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышаетрасчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;N, если это условие не выполняется.Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров игрузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения,относится к категории M.2. В случае полуприцепов и прицепов с центрально расположеннойосью (осями) под технически допустимой максимальной массой принимаетсястатическая вертикальная нагрузка, передаваемая нагрунт осью или осями максимально загруженного сцепленного с тягачомполуприцепа и прицепа с центрально расположенной осью (осями).3. Для целей пункта 1.1 настоящего приложения оборудование и установки, находящиеся на специальных транспортных средствах(автокраны, транспортные средства, оснащенные подъемникамис рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.п.), приравниваются кгрузам. | ||
1 | Категория L - Мототранспортные средства, в том числе: | |
1.1. | Мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе:Категория L1 - Двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся: - в случае двигателя внутреннего сгорания - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или - в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт. Категория L2 - Трехколесные транспортные средства с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся: - в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или - в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или - в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт. | 452930 |
1.2. | Мотоциклы, мотороллеры, трициклы, в том числе: Категория L3 - Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. Категория L4 - Трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. Категория L5 - Трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. | 452840 452850 |
1.3. | Квадрициклы, в том числе: Категория L6 - Четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся: - в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или - в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или - в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт. Категория L7 - Четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт. | 452240 |
2 | Категория M - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров | |
2.1. | Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили. | 451400 485365 |
2.2. | Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе: Категория M2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т. Категория M3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью не более 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс A, предназначенные для перевозкистоящих и сидящих пассажиров, и класс B, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров. Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью свыше 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс I, имеющие выделенную площадь длястоящих пассажиров и обеспечивающие быструю смену пассажиров, класс II, предназначенные для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеющие возможность дляперевозки стоящих пассажиров в проходе и (или) на площади, не превышающей площадь двойного пассажирского сидения, и класс III, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров. | 451700 452230 485365 |
3. | Категория N - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе: | |
Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т. Категория N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т. Категория N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т. | 366281 366282 366317 366610 366640 366654 369320 451100 452100 452200 452300 452550 452580 452620 452630 481113 481123 481133 482100 482312 482322 482624 482650 483120 483510 485134 485135 485136 485310 485320 485330 485350 485360 485618 485410 513190 513231 | |
4. | Категория O - Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий L, M, N, в том числе: (замечание АСМАП). | |
Категория O1 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т. Категория O2 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т. Категория O3 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т. Категория O4 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т. | 452500 452600 452940 513232 485135 |
1.2. Транспортные средства повышенной проходимости (категории G)
1.2.1. К транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M и N, если они удовлетворяют следующим требованиям:
1.2.1.1. Транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых не более 2 т, а также транспортные средства категории M1 считают транспортнымисредствами повышенной проходимости, если они имеют:
1.2.1.1.1. Хотя бы одну переднюю и одну заднюю оси, конструкциякоторых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортныесредства, в которых привод одной оси может отключаться;
1.2.1.1.2. Хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия, и
1.2.1.1.3. Если они (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 30%.
1.2.1.1.4. Они также должны удовлетворять хотя бы пять из шести приведенных ниже требований:
1.2.1.1.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.1.4.2. Угол съезда должен быть не менее 20°;
1.2.1.1.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°;
1.2.1.1.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм;
1.2.1.1.4.5. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм;
1.2.1.1.4.6. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.
1.2.1.2. Транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых свыше 2 т, или транспортные средства категорий N2, M2 или M3, технически допустимая максимальная масса которых не более 12 т, считают транспортными средствами повышенной проходимости, если их конструкция обеспечивает одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если они удовлетворяют следующим требованиям:
1.2.1.2.1. По меньшей мере, одна передняя и одна задняя оси имеют одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;
1.2.1.2.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;
1.2.1.2.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%.
1.2.1.3. Транспортные средства категории M3, технически допустимая максимальная масса которых свыше 12 т, и транспортные средства категории N3 (за исключением седельных тягачей) считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если соблюдаются следующие требования:
1.2.1.3.1. По меньшей мере, половина осей имеет привод;
1.2.1.3.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;
1.2.1.3.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%;
1.2.1.3.4. Соблюдаются, по меньшей мере, четыре из шести следующих требований:
1.2.1.3.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.2. Угол съезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 250 мм;
1.2.1.3.4.5. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 300 мм;
1.2.1.3.4.6. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 250 мм.
1.2.2. Специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, относятся к категории G, если они удовлетворяют требования подпункта 1.2.1 выше.
1.2.3. При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).
ПРИМЕЧАНИЕ
1. При проведении проверки в целях отнесения транспортных средств к категории G транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых не более 2 т,и транспортные средства категории M1 должны быть в снаряженномсостоянии, т.е. заправлены охлаждающей жидкостью, смазкой, топливом,укомплектованы инструментом и запасным колесом, такжедолжна быть учтена стандартная масса водителя, принимаемая равной 75 кг. Остальные транспортные средства должны быть загружены до техническидопустимой максимальной массы, устанавливаемой изготовителем.
2. Способность транспортного средства преодолевать подъемустановленного значения (25% или 30%) подтверждается расчетным методом;однако технические службы могут потребоватьпредставления транспортного средства соответствующего типа дляпроведения реального испытания.
3. При измерении угла въезда и угла съезда, а также продольного угла проходимости защитные устройства не учитывают.
4. Применяются следующие определения, касающиеся угла въезда и угла съезда, а также продольного угла проходимости и дорожного просвета:
угол въезда - по стандарту ИСО 612, пункт 6.10 (см. рисунок 1);
угол съезда - по стандарту ИСО 612, пункт 6.11 (см. рисунок 2);
продольный угол проходимости - по стандарту ИСО 612, пункт 6.9 (см. рисунок 3);
межосевой дорожный просвет - кратчайшее расстояние между опорной плоскостью и самой нижней точкой транспортного средства, находящейся на его жестком элементе.Многоосные тележки рассматривают как одну ось (см. рисунок 4);дорожный просвет под одной осью - расстояние между верхней точкой дуги окружности, проходящей через центры пятен контактов шин одной оси (в случае сдвоенных шин - шин внутренних колес оси) и касающейся самой нижней точки транспортного средства, жестко зафиксированной между колесами, и опорной плоскостью(см. рисунок 5). Ни одна жесткая часть транспортного средства не должна находиться, полностью или частично, в заштрихованной зоне (см. рисунок 5).
Рисунок 1. Угол въезда
Рисунок 2. Угол съезда
Рисунок 3. Продольный угол проходимости
Рисунок 4. Межосевой дорожный просвет
Рисунок 5. Дорожный просвет под одной осью
1.3. Специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности
1. Автобетононасосы 482624
2. Автобетоносмесители 482650
3. Автогудронаторы 482150
4. Автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами 483510
5. Автолесовозы 485134
6. Автолестницы пожарные 485415
7. Автомобили скорой медицинской помощи 451485, 451785
8. Автосамосвалы 451150
9. Автоцементовозы 482110
10. Автоэвакуаторы 452330
11. Медицинские комплексы на шасси транспортных средств 451120, 451480, 451785
12. Транспортные средства для аварийно-спасательных служб и милиции 451120, 451400, 451780, 451400, 451780
13. Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог 485330
14. Транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин 366600
15. Транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов 451120
16. Транспортные средства для перевозки детей 451700, 452230
17. Транспортные средства для перевозки длинномерных грузов 452330
18. Транспортные средства для перевозки нефтепродуктов 452140
19. Транспортные средства для перевозки пищевых жидкостей 452140
20. Транспортные средства для перевозки сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа 452140
21. Транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей 451780
22. Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами 483710, 483720
23. Транспортные средства пожарные 485410
24. Транспортные средства — фургоны для перевозки пищевых продуктов 452110, 452580